Отчеты и доклады
ДОКЛАД
ДЕПАРТАМЕНТА ЖКХ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАКОГО НАДЗОРА
за 2020 год
Раздел 1.
Состояние нормативно-правового регулирования в
соответствующей сфере деятельности
Государственный жилищный надзор на территории Томской области осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. №25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами»;
- постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;
- постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
- постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре»;
- постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»;
- постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»;
- постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда;
- Законом Томской области от 07 июня 2013 № 116-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области»;
- постановлением Губернатора Томской области от 03 октября 2012 № 117 «Об утверждении положения о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области»;
- постановлением Администрации Томской области от 17 декабря 2013 № 548а «Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Томской области».
- приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 27 декабря 2019 № 76 «Об утверждении административного регламента осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Томской области»;
- иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Томской области, регламентирующими правоотношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Полный перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Томской области Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержден распоряжением Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 12.07.2019 № 42 и размещен по адресу: https://depzhkh.tomsk.gov.ru/perechen-npa-soderzhaschih-objazatelnye-trebovanija-proverjaemye-v-ramkah-gzhn
Раздел 2.
Организация государственного контроля (надзора),
муниципального контроля
Государственная функция исполняется государственными гражданскими служащими – государственными жилищными инспекторами и другими специалистами Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее Департамента).
Департамент обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевой счет в Департаменте финансов Томской области, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, иные печати, штампы и бланки со своим наименованием. Подведомственных органов не имеет.
Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидация Департамента производятся Губернатором Томской области в установленном законодательством порядке. В своей деятельности Департамент подотчетен Губернатору Томской области и заместителю Губернатора Томской области по строительству и инфраструктуре.
Департамент осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», Положения о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 03.10.2012
№ 117, постановления Администрации Томской области от 17.12.2013 № 548а «Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Томской области».
Целью деятельности Департамента является создание для населения Томской области комфортных условий проживания в соответствии с установленными в сфере жилищно-коммунального хозяйства стандартами.
Одной из основных задач Департамента является эффективное осуществление государственного жилищного надзора на территории Томской области;
Для реализации указанной задачи Департамент в 2020 году выполнял следующие функции:
- Осуществлял региональный государственный жилищный надзор посредством:
а) организации и проведения в установленном порядке проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к:
жилым помещениям, их использованию и содержанию;
содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;
учету жилищного фонда;
порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
управлению многоквартирными домами;
выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
применению предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;
формированию фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,
а также других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования).
Однако необходимо отметить, что в связи с принятием постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» основная часть проверок прошлась на 1 квартал 2020 года (до 18.03.2020). В дальнейшем проверки проводились только в связи с фактами причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозой причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых было согласовано органами прокуратурой Томской области.
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
г) по фактам нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
2. Осуществлял прием и учет представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с федеральным законом уведомлений о начале деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
3. Обеспечивал составление протоколов об административных правонарушениях и ведение производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченными в установленном порядке должностными лицами Органа.
Раздел 3.
Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Фактический объем финансирования деятельности Департамента в части осуществления государственного контроля (надзора) в 2019 году составил 10 075,5 руб.
На 2020 г. утверждена предельная штатная численность Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в количестве 38 человек из них:
- государственных гражданских служащих – 35 человек;
- обслуживающий персонал (водители) – 3 человека;
Численность инспекторского состава Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области составляет 15 сотрудников.
Повышение квалификации государственных жилищных инспекторов проходит в соответствии с планом. В 2020 г. повышение квалификации прошли 9 гражданских служащих – государственных жилищных инспекторов Томской области.
Раздел 4.
Проведение государственного контроля (надзора),
муниципального контроля
В 2020 году в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области поступило 3357 обращений от граждан, депутатов разных уровней и органов власти.
Наибольшее количество обращений поступило по вопросам содержания и ремонта жилья (27,7%), нарушения уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (21,8%), начисления платы за жилищно-коммунальные услуги (19,9%), нарушения требований к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (3,6%).
Большинство обращений – 82,51 % составили обращения жителей Томска, 6,42 % — Северска, 5,31 % — Томского района, 1,28% — Колпашевского района и 4,48 % - из остальных муниципальных образований Томской области.
В 2020 году в рамках государственного жилищного надзора проведено 157 внеплановых проверок. Плановые проверки не проводились.
Раздел 5.
Действия органов государственного контроля (надзора),
муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
По результатам проведенных надзорных мероприятий в 2020 году выявлено 102 нарушения жилищного законодательства и законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, выдано 67 предписаний.
По итогам проверок возбуждено 31 дело об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечено 21 лицо (физические, юридические и должностные лица).
При определении размера административного наказания Департаментом особое внимание уделялось вопросу серьезности и повторности выявленных нарушений.
Раздел 6.
Анализ и оценка эффективности государственного
контроля (надзора), муниципального контроля
Достигнутые показатели эффективности государственного жилищного надзора, осуществляемого Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области приведены в таблице 6
Таблица 6
№ п/п |
Наименование показателей
|
Ед. изм. |
2019 г. |
2020 г. |
Примечание |
1. |
Выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок (в процентах от общего количества запланированных проверок).
|
% |
100 |
100 |
на 2020 год плановые проверки не запланированы |
2. |
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного надзора были проведены проверки (в процентах от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, конкретного субъекта Российской Федерации).
|
% |
13,7 |
7,09 |
|
3. |
Доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок).
|
% |
100 |
100 |
|
4. |
Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда, жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок).
|
% |
0 |
30 |
|
5 |
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц).
|
% |
0 |
2,6 |
|
6 |
Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок).
|
% |
0 |
0 |
|
7. |
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц).
|
% |
0 |
0 |
|
8. |
Доля выявленных при проведении внеплановых проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах от общего числа выявленных правонарушений).
|
% |
1,3 |
6,9 |
|
9. |
Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения).
|
% |
68,14 |
40,8 |
|
10. |
Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные взыскания, в том числе по видам наказаний (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения).
|
% |
49,55 |
27,6 |
|
11. |
Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения).
|
% |
0 |
0 |
|
12. |
Доля заявлений органов государственного надзора, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых проверок, в согласовании которых было отказано в связи с нарушением порядка и отсутствием оснований для проведения таких проверок (в процентах от общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений).
|
% |
Не направлялись |
9 |
|
13. |
Доля проверок, проведенных органами государственного надзора, с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного надзора, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах от общего числа проведенных проверок). |
% |
0 |
0 |
|
Раздел 7.
Выводы и предложения по результатам государственного
контроля (надзора), муниципального контроля
Государственный жилищный надзор на территории Томской области организован с учетом требований действующего законодательства.
Однако анализ ситуации в сфере ЖКХ позволяет говорить о наличии ряда проблемных вопросов, оказывающих существенное влияние на эффективность государственного контроля (надзора) в данной сфере, в связи с чем были подготовлены и направлены на федеральный уровень следующие предложения по совершенствованию действующего законодательства:
1) При значительном увеличении функций, возложенных на органы государственного жилищного надзора, на законодательном уровне никак не решен вопрос об организационно-кадровом обеспечении выполнения указанных функций. В результате данные функции не могут надлежащим образом и в полном объеме исполняться органами государственного жилищного надзора.
В связи с этим к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, определенным ст. 12 Жилищного кодекса РФ, следует отнести утверждение методических рекомендаций по определению штатной численности органов государственного жилищного надзора и утверждение минимальных нормативов штатной численности органов государственного жилищного надзора, обеспечивающих выполнение возложенных на них функций.
2) Необходимо регламентировать в законодательстве (Жилищном кодексе РФ, Гражданском процессуальном кодексе РФ) порядок и случаи, в которых органы государственного жилищного надзора обращаются в суд в защиту прав и законных интересов граждан или неопределенного круга лиц.
3) В настоящее время жилищным законодательством РФ не урегулирован порядок действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при голосовании по вопросу смены управляющей организации и(или) смены способа управления несколько раз подряд. Органами регионального жилищного надзора в таких случаях проводится проверка по ч. 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ, однако количество протоколов, когда собственники проводят свои голосования, не уменьшается.
4) Значительный объем нарушений в жилищной сфере составляют нарушения нормативного уровня и режима предоставления коммунальных услуг населению.
В тоже время ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях за данное административное правонарушение предусматривает ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Указанная норма должна быть изменена в части увеличения размеров штрафов на виновных лиц (до 30 тыс. руб. – на должностных лиц и до 100 тыс. руб. – на юридических лиц) и установления в качестве наказания дисквалификации должностных лиц организаций, предоставляющих коммунальные услуги, в случае повторного нарушения в течение года.