Отчеты и доклады

ДОКЛАД

 

ДЕПАРТАМЕНТА ЖКХ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАКОГО НАДЗОРА

за 2019 год

 

 

Раздел 1.

Состояние нормативно-правового регулирования в

соответствующей сфере деятельности

 

Государственный жилищный надзор на территории Томской области осуществляется в соответствии с:

- Конституцией Российской Федерации;

- Жилищным кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;

- Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

- Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. №25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами»;

- постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

- постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;

- постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

- постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре»;

- постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»;

- постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»;

   - постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда;

 - Законом Томской области от 07 июня 2013 № 116-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области»;

- постановлением Губернатора Томской области от 03 октября 2012 № 117 «Об утверждении положения о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области»;

- постановлением Администрации Томской области от 17 декабря 2013 № 548а «Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Томской области».

- приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 27 декабря 2019 № 76 «Об утверждении административного регламента осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Томской области»;

- иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Томской области, регламентирующими правоотношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Полный перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Томской области Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержден распоряжением Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 12.07.2019 № 42 и размещен по адресу: https://depzhkh.tomsk.gov.ru/perechen-npa-soderzhaschih-objazatelnye-trebovanija-proverjaemye-v-ramkah-gzhn

 

Раздел 2.

Организация государственного контроля (надзора),

муниципального контроля

 

Государственная функция исполняется государственными гражданскими служащими – государственными жилищными инспекторами и другими специалистами Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее Департамента).

Департамент обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевой счет в Департаменте финансов Томской области, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, иные печати, штампы и бланки со своим наименованием. Подведомственных органов не имеет.

Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидация Департамента производятся Губернатором Томской области в установленном законодательством порядке. В своей деятельности Департамент подотчетен Губернатору Томской области и заместителю Губернатора Томской области по строительству и инфраструктуре.

Департамент осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», Положения о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 03.10.2012     
№ 117, постановления Администрации Томской области от 17.12.2013 № 548а «Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Томской области».

Целью деятельности Департамента является создание для населения Томской области комфортных условий проживания в соответствии с установленными в сфере жилищно-коммунального хозяйства стандартами.

Одной из основных задач Департамента является эффективное осуществление государственного жилищного надзора на территории Томской области;

Для реализации указанной задачи Департамент в 2019 году выполнял следующие функции:

  1. Осуществлял региональный государственный жилищный надзор посредством:

а) организации и проведения в установленном порядке проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к:

жилым помещениям, их использованию и содержанию;

содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;

порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;

учету жилищного фонда;

порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;

определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

управлению многоквартирными домами;

выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;

предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

созданию и деятельности советов многоквартирных домов;

определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

применению предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;

формированию фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,

а также других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования);

б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;

в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;

г) по фактам нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

2. Осуществлял прием и учет представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с федеральным законом уведомлений о начале деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3. Обеспечивал составление протоколов об административных правонарушениях и ведение производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченными в установленном порядке должностными лицами Органа.

 

 

 

Раздел 3.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

Фактический объем финансирования деятельности Департамента в части осуществления государственного контроля (надзора) в 2019 году составил 10 075,5 руб.

На 2019 г. утверждена предельная штатная численность Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в количестве 38 человек из них:

- государственных гражданских служащих – 35 человек;

- обслуживающий персонал (водители) – 3 человека;

Численность инспекторского состава Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области составляет 15 сотрудников.

Повышение квалификации государственных жилищных инспекторов проходит в соответствии с планом. В 2019 г. повышение квалификации прошли 6 гражданских служащих – государственных жилищных инспекторов Томской области.

 

Раздел 4.

Проведение государственного контроля (надзора),

муниципального контроля

 

В 2019 году в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области поступило 3143 обращений от граждан, депутатов разных уровней и органов власти.

Наибольшее количество обращений поступило по вопросам нарушения уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (28,4%), содержания и ремонта жилья (21%), начисления платы за жилищно-коммунальные услуги (18,2%), легитимности протоколов общих собраний (2,4%).

Большинство обращений – 75,26 % составили обращения жителей Томска, 12,98 % — Северска, 4,08 % — Томского района, 1,02 % — Асиновского района и 3,53 % - из остальных муниципальных образований Томской области.

            В 2019 году в рамках государственного жилищного надзора проведено 588 внеплановых проверок. Плановые проверки не проводились.

 

Раздел 5.

Действия органов государственного контроля (надзора),

муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

 

По результатам проведенных надзорных мероприятий в 2019 году выявлено 772 нарушения жилищного законодательства и законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, выдано 226 предписаний.                

По итогам проверок возбуждено 154 дела об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечено 112 лиц (физические, юридические и должностные лица).

При определении размера административного наказания Департаментом особое внимание уделялось вопросу серьезности и повторности выявленных нарушений.

Раздел 6.

Анализ и оценка эффективности государственного

контроля (надзора), муниципального контроля

 

Достигнутые показатели эффективности государственного жилищного надзора, осуществляемого Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области приведены в таблице 6

 Таблица 6

№ п/п

 

Наименование показателей

 

 

Ед. изм.

 

2018 г.

 

2019 г.

 

Примечание

1.

Выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок (в процентах от общего количества запланированных проверок).

 

 

%

 

100

 

100

на 2019 год плановые проверки не запланированы

2.

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного надзора были проведены проверки (в процентах от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, конкретного субъекта Российской Федерации).

 

 

 

%

 

 

16,64

 

 

13,7

 

3.

Доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок).

 

 

%

 

99,08

 

100

 

4.

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда, жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок).

 

 

 

 

 

 

 

 

%

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

0

 

5

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц).

 

 

 

 

 

 

%

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

 

6

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок).

 

 

 

 

%

 

 

 

0

 

 

 

0

 

7.

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц).

 

 

 

 

 

%

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

 

8.

Доля выявленных при проведении внеплановых проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах от общего числа выявленных правонарушений).

 

 

 

%

 

 

1,12

 

 

1,3

 

9.

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения).

 

 

 

%

 

 

65,63

 

 

68,14

 

10.

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные взыскания, в том числе по видам наказаний (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения).

 

 

 

%

 

 

56,77

 

 

49,55

 

11.

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения).

 

 

 

%

 

 

0,78

 

 

0

 

12.

Доля заявлений органов государственного надзора, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых проверок, в согласовании которых было отказано в связи с нарушением порядка и отсутствием оснований для проведения таких проверок (в процентах от общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений).

 

 

 

%

 

 

Не направлялись

 

 

Не направлялись

 

13.

Доля проверок, проведенных органами государственного надзора, с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного надзора, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах от общего числа проведенных проверок).

 

 

 

%

 

 

 

0,18

 

 

 

0

 

 

 

 

Раздел 7.

Выводы и предложения по результатам государственного

контроля (надзора), муниципального контроля

 

Государственный жилищный надзор на территории Томской области организован с учетом требований действующего законодательства.

Однако анализ ситуации в сфере ЖКХ позволяет говорить о наличии ряда проблемных вопросов, оказывающих существенное влияние на эффективность государственного контроля (надзора) в данной сфере, в связи с чем были подготовлены и направлены на федеральный уровень следующие предложения по совершенствованию действующего законодательства:

1) При значительном увеличении функций, возложенных на органы государственного жилищного надзора, на законодательном уровне никак не решен вопрос об организационно-кадровом обеспечении выполнения указанных функций. В результате данные функции не могут надлежащим образом и в полном объеме исполняться органами государственного жилищного надзора.

В связи с этим к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, определенным ст.12 Жилищного кодекса РФ, следует отнести утверждение методических рекомендаций по определению штатной численности органов государственного жилищного надзора и утверждение минимальных нормативов штатной численности органов государственного жилищного надзора, обеспечивающих выполнение возложенных на них функций.

2) Необходимо регламентировать в законодательстве (Жилищном кодексе РФ, Гражданском процессуальном кодексе РФ) порядок и случаи, в которых органы государственного жилищного надзора обращаются в суд в защиту прав и законных интересов граждан или неопределенного круга лиц.

3) В настоящее время Жилищным кодексом РФ урегулирован порядок проведения перепланировок и переустройств в нежилых помещениях в многоквартирных домах. Однако административная ответственность за его нарушение не предусмотрена.

4) Значительный объем нарушений в жилищной сфере составляют нарушения нормативного уровня и режима предоставления коммунальных услуг населению.

В тоже время ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях за данное административное правонарушение предусматривает ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Указанная норма должна быть изменена в части увеличения размеров штрафов на виновных лиц (до 30 тыс. руб. – на должностных лиц и до 100 тыс. руб. – на юридических лиц) и установления в качестве наказания дисквалификации должностных лиц организаций, предоставляющих коммунальные услуги, в случае повторного нарушения в течение года.

 

Опубликовано:2020-01-31 18:47 | Обновлено:2020-01-31 10:15