Часто задаваемые вопросы

  • Каким образом осуществляется оплата за коммунальные услуги по новым Правилами предоставления коммунальных услуг?

    Новыми Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, изменен порядок расчета платы за коммунальные услуги, в частности:

     
    определено, что плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды;
     
    определено, что плата за коммунальные услуги в домовладении включает плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек;
     
    плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды рассчитывается для всех потребителей в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета пропорционально площади занимаемых ими помещений и выделяется в платежном документе отдельной строкой;
     
    подлежащий оплате объем коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается при наличии общедомового прибора учета – как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой объемов индивидуального потребления во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, а при отсутствии общедомового прибора учета – по установленным нормативам на общедомовые нужды.
     
    Правила начнут действовать с 1 сентября 2012 года.
     
    В соответствии с новыми Правилами предоставления коммунальных услуг расчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе за отопление, производится исходя из фактически потребленного за расчетный период коммунального ресурса (упраздняется расчет размера платы за отопление по 1/12). Также упраздняется корректировка платы за коммунальные услуги по итогам года.
  • За какой период должна быть задолженность по оплате электроэнергии или воды, чтобы организация, предоставляющая коммунальные услуги, получила возможность ограничить ее предоставление?

    В соответствии с разделом п.80 действующих в настоящее время Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.

     
    Исполнитель (организация, предоставляющая коммунальные услуги) вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения;
     
    В новых Правилах предоставления коммунальных услуг данный вопрос регулируется аналогичным образом.
  • В какие сроки должна производиться установка индивидуальных приборов учета гражданами?

    В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить их оснащение индивидуальными приборами учета потребления энергетических ресурсов в срок до 01.07.2012 года.

  • Какова допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды?

    В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа. За каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности перерыва подачи воды размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

     
    В новых Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, данный вопрос регулируется аналогичным образом.
  • Когда включается и когда отключается отопление в жилых домах?

    Согласно приказа Госстроя от 06.09.2000 № 203 начало и завершение отопительного сезона производится в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха за последние пять суток. Основанием для начала отопительного периода является установление среднесуточной температуры ниже +8 градусов по Цельсию, основанием для окончания – выше +8.

  • Слышала о том, что продлили сроки установки приборов учета потребления коммунальных ресурсов до 1 июля 2012 года. Что будет, если я не выполню данное условие, предусмотрены ли какие-то санкции?

    Необходимость установления приборов учета на сегодняшний день продиктована не только требованиями нормативных правовых актов, но и целесообразностью рассчитываться непосредственно за то количество коммунального ресурса, которое было действительно потреблено. В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены не только коллективными (общедомовыми) приборами учета, но и индивидуальными (общими для коммунальной квартиры). В случае не оснащения собственниками таких домов общедомовыми и помещений индивидуальными приборами учета добровольно, ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, а собственники должны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки таких приборов учета и оплатить все расходы связанные с их установкой. В случае отказа от предоставления допуска и оплаты расходов в добровольном порядке со стороны ресурсоснабжающей организации должны предприниматься действия направленные на их установку и принудительному взысканию средств с учетом всех понесенных затрат.

  • Я проживаю в муниципальной квартире. За чей счет должны быть установлены водосчетчики?

    В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены не только коллективными (общедомовыми) приборами учета, но и индивидуальными (общими для коммунальной квартиры). Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

  • В нашем доме большинством голосов принято решение о проведении капитального ремонта системы горячего и холодного водоснабжения. Один из собственников сделал в квартире дорогостоящий ремонт, закрыл в короба в санузле стояки холодной и горячей воды, короба

    Согласно п.1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

     
    Необходимо отметить, что действующее законодательство не запрещает собственникам жилых помещений закрывать инженерные коммуникации в короба с целью улучшения интерьера. Однако обязывает обеспечить доступ в любое время суток по требованию обслуживающей организации для проведения ремонтов, осмотров общего имущества, а также с целью оперативной ликвидации возможных аварийных ситуаций. В данном случае требование о компенсации не правомерно, так как именно собственник обязан обеспечить доступ к общему имуществу. При не урегулировании данного вопроса путем переговоров принятие решения возможно исключительно в судебном порядке с взысканием всех издержек, связанных с затягиванием сроков проведения работ, нарушении интересов иных собственников и т.д.
  • Недавно купил квартиру, да не повезло с соседями. Постоянный шум, гулянки до утра. Часто собираются лица без определенного места жительства, помещение в антисанитарном состоянии. На неоднократные уговоры реакции абсолютно никакой. Где можно найти на таких

    В соответствии с Кодексом Томской области об административных правонарушениях от 26.12.2008 № 295-ОЗ совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан с 23.00 часов до 7.00 часов следующего дня, влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанным законом, составляются должностными лицами милиции общественной безопасности, либо уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области.

     
    Более того, жильцы, которые не соблюдают общепринятых норм проживания, могут лишиться своих квартир. Так Гражданским кодексом РФ установлено, что если собственник жилого помещения систематически нарушает права и интересы соседей, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения. Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.Если же наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, то после предупреждения по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц могут быть выселены в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
  • Как поступать в ситуациях, когда на прохожего падает с крыши сосулька, снег? Куда обращаться?

    Если человек пострадал от схода снега, сосулек, прежде всего, необходимо обратиться в службу 003 для оказания экстренной медицинской помощи, а также к оперативному дежурному ГУ МЧС России по Томской области по тел. 511–011 для того, чтобы зафиксировать сам факт. Далее получить заключение о состоянии тяжести нанесенных повреждений и в судебном порядке предъявить иск о взыскании с управляющей компании в полном объеме средств за причиненный вред здоровью. Дополнительно необходимо знать, что при таких ситуациях (если нанесен существенный вред здоровью) руководитель управляющей компании может быть привлечен не только к административной, но и уголовной ответственности.

     
    Для привлечения нерадивой организации к административной ответственности следует обращаться в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области. Для привлечения ответственного должностного лица к уголовной ответственности в органы внутренних дел (полицию).
  • Кто должен своевременно убирать свисающие с крыш сосульки и предусмотрена ли за несвоевременную очистку кровель ответственность, так как подобные ситуации несут прямую угрозу здоровью и жизни граждан?

    В соответствии с действующим законодательством ответственность за надлежащее содержание жилых домов несет управляющая компания (обслуживающая организация). Следовательно, своевременную работу по очистке кровель от снега, сосулек и наледи должна выполнять данная организация. За нарушение правил содержания жилых домов юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности на сумму до 50 тыс. руб., соответствующие должностные лица до 5 тыс. руб.

  • Являясь нанимателем, обратилась в свою управляющую компанию по вопросу замены смесителя и подводки на кухне. По прошествии нескольких месяцев выяснилось, что работы были выполнены некачественно, в результате сорвало подводку и затопило соседей. К кому нео

    Действующее законодательство относит данные отношения к гражданско-правовым. Необходимо изначально знать, на каких условиях заключен договор между собственниками и управляющей компанией. В основном собственники нанимают управляющую компанию для выполнения работ по содержанию общего имущества. Заявки от жильцов на выполнение работ внутри жилых помещений, принадлежащих на праве собственности жильцам, управляющая компания не обязана, но может выполнять за отдельную плату при заключении отдельного договора на выполнение разовых работ. При этом в договоре необходимо обозначить меру ответственности управляющей компании, гарантийный срок по выполненным работам и т.д. Необходимо понимать, что все, что не относится к общему имуществу, собственники, в соответствии с действующим законодательством, обязаны содержать и ремонтировать за свой счет. Совсем не обязательно чтобы эти работы выполняла именно Ваша управляющая компания.

     
    Таким образом, если собственник нанял управляющую компанию по договору на выполнение работ в своем помещении, ответственность должна нести эта управляющая компания, а если проводил их самостоятельно, то и ответственность за их качество несет сам собственник.
  • В настоящее время проживаю в десятиэтажном многоквартирном доме, в котором стала протекать кровля. Председатель ТСЖ вынес вопрос по ее ремонту на общее собрание, где большинством голосов принято решение о ремонте. Но почему я должна оплачивать ремонт крыш

    В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование, крыши, ограждающие несущие конструкции и тд. Согласно п. 28 данного Постановления собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за жилое помещение. В связи с чем, независимо на каком этаже проживает собственник, он обязан подчиниться решению общего собрания в противном случае необходимые средства с него могут взыскать в судебном порядке с учетом соответствующих издержек.

  • Подвал нашего жилого дома и люк на чердак постоянно открыты. Кто должен за этим следить?

    В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок, ключи храниться в организациях по содержанию жилищного фонда. О месте хранения делается соответствующая надпись на двери. Входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок, доступ на чердак посторонних лиц не допускается. Ответственность за соблюдение данных требований лежит на обслуживающей организации. Если обслуживающая организация не выполняет эти требования, обращайтесь в Жилищную инспекцию.

  • Соседи сверху залили нашу квартиру: кто должен составить акт и кто несет ответственность?

    Обслуживающая организация должна составить акт о заливе квартиры. Предприятие, учреждение, организация, а также граждане, причинившие ущерб жилым домам, жилым помещениям, инженерному оборудованию, объектам благоустройства, обязаны возместить причиненный ущерб. Суд обязывает лицо, виновное в причинении вреда, возместить ущерб. (Статья 1082 Гражданского кодекса РФ).

  • Отсутствуют приборы отопления в подъезде, в связи с чем очень холодно, кто должен их восстановить?

     Если, согласно проекту, приборы отопления в подъезде были предусмотрены, но по непонятным причинам фактически отсутствуют, следует, прежде всего, обратиться в свою управляющую компанию (обслуживающую организацию), ответственную за содержание общего имущества собственников с заявлением. Следует знать, что приборы отопления в местах общего пользования относятся к общему имуществу собственников и должны содержаться в нормативном состоянии за счет средств собственников по статьям содержание и ремонт. Такие приборы, как и вся система, должны быть подготовлены к отопительному периоду: промыты и опрессованы. Согласно требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170, температура на лестничной клетке должна быть не менее +16 градусов при условии выполнения комплекса работ по утеплению подъезда (ремонт окон, дверей, установка доводчиков, пружин на двери и т.д.). В рамках подготовки к отопительному периоду подобные мероприятия должны быть включены в план работ, согласованный с собственниками, а к моменту наступления отопительного периода полностью исполнены.

  • Хотел поменять приборы отопления в квартире, могу ли я это сделать, не согласовывая с обслуживающей организацией?

    В соответствии с Правилами содержания общего имущества…, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, является общим имуществом собственников (если собственниками не принято иное решение). При заключении договора управления управляющая компания (обслуживающая организация) несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества собственников. Необходимо понимать, что при подготовке к отопительному периоду на сетях должны производиться гидравлические испытания под определенным давлением в зависимости от материала, из которого изготовлены приборы отопления. Самовольная установка приборов из разных материалов может привести не только к различным непредвиденным ситуациям, связанным с возможными протечками, но и разбалансировке инженерной системы в целом. От чего могут пострадать и другие собственники, проживающие в данном доме.

     
    В связи с чем, независимо от решения общего собрания собственников (относятся приборы отопления к общему имуществу собственников или нет), любые работы, проводимые на системе теплоснабжения дома, должны в обязательном порядке согласовываться с организацией, ответственной за содержание общего имущества собственников.
  • В какой государственный орган можно обратиться в случае, если управляющая компания без решения общего собрания собственников в многоквартирном доме увеличила плату за содержание и ремонт жилого помещения?

    В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в жилом доме, в котором не создано ТСЖ, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Если в доме создано ТСЖ, согласно ч. 2 ст. 145 и ч. 8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется общим собранием членов ТСЖ.

     
    В случае увеличения платы за содержание и ремонт жилого помещения без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме либо общего собрания членов ТСЖ, собственник помещения может обратиться в Управление Роспотребнадзора Томской области по адресу: г. Томск, пр. Фрунзе, д. 103а, тел. (3822) 260–390 с заявлением.
  • За чей счет должна производиться замена обогревающих элементов в жилых помещениях?

    В соответствии с существующей судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 24.11.2009 № КАС09–547, решение Верховного Суда РФ от 22.09.2009 № ГКПИ09–725) обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, не включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного дома.

     
    В связи с этим обслуживание и ремонт обогревающих элементов (радиаторов), находящихся внутри квартир, осуществляется за счет средств собственников данных квартир.
  • Могу ли я не платить за жилищные услуги управляющей компании, если они фактически не оказываются и в каком порядке должен от них отказаться?

    В данном случае более уместным будет не только рассмотрение вопроса об оплате либо неоплате, а в целом о возможности расторжения договора на управление или содержание общего имущества собственников. Если собственник своевременно и в полном объеме вносит плату по статьям содержание и ремонт, а фактически данных услуг не получает, то должен для себя определить, хочет ли он в дальнейшем иметь дело с такой организацией. Отказ от оплаты – не выход. Ведь имущество, принадлежащее ему на праве собственности, не будет должным образом содержаться, со временем теряя свои эксплуатационные свойства. В любом случае, прежде чем принимать решение собственнику необходимо знать, что в соответствии с п. 2.3.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, проведенный ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе: представителей собственников жилищного фонда и организации по обслуживанию жилищного фонда. То есть, работы должны приниматься представителем от собственников, наделенным полномочиями на общем собрании с составлением акта приемки за подписью сторон. Тогда появляются основания утверждать, действительно работы выполнялись либо нет. Поэтому, при заключении собственниками договора управления (обслуживания) с соответствующей организацией в нем необходимо оговорить, кому из собственников будут предъявляться к приемке выполненные работы.

     
    Учитывая, что многоквартирный дом представляет собой совокупность помещений, принадлежащих на правах собственности гражданам, решение должно приниматься большинством голосов. В противном случае, у управляющей компании появляется возможность истребовать возникшую задолженность в судебном порядке. В соответствии с п. 8.2. ст. 162 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.К примеру, большинством собственников принято решение отказаться от услуг обслуживающей их дом управляющей компании. В таком случае необходимо в адрес управляющей компании направить уведомление о расторжении договора со ссылкой на пункты договора которые в течении срока его действия фактически не исполнялись. При этом управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные, связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации. Если управляющая организация добровольно отказывается выполнить решение общего собрания, а также затягивает сроки передачи документации, данный вопрос может быть решен исключительно в судебном порядке.